Единый государственный экзамен для 11-классников — серьёзное и волнующее испытание. Считается, что добиться высокого результата на подобном экзамене невозможно. Однако это не так. Высокие баллы получить на ЕГЭ можно, если правильно расставить приоритеты в образовательном процессе, не откладывать в долгий ящик выбор стратегического пути в движении к высокому результату. Для этого нужно точно определить те возможности, которые предоставляются ученику, оценить их эффективность и выбрать оптимальный вариант подготовки.
Подготовка к ЕГЭ в школе
В идеале школа должна подготовить будущего выпускника к экзаменам. Однако практика показывает, что это далеко не так.
Часть учителей ведёт подготовку качественно, сочетая изучение материала урока по предмету с разбором заданий ЕГЭ, знакомством с форматом контрольно-измерительных материалов, требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий, критериями их проверки.
Уровень подготовки постоянно оценивается в ходе проведения небольших самостоятельных, а также тренировочных контрольных работ.
Есть и те учителя, которые работают в строгих рамках утверждённой программы и не могут вести системно выстроенную подготовку к экзамену. Это объясняет, почему многие учащиеся утверждают: тех знаний, которые они получили в школе, недостаточно для высокого балла на ЕГЭ. Именно поэтому ученики 11 классов выбирают дополнительные способы подготовки к экзаменам.
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
Готовиться к ЕГЭ самостоятельно — серьёзное решение. Если этот путь кажется подходящим, то можно по нему пойти, при этом учитывая ряд его особенностей.
Первое, что привлекает в данном выборе, — его бесплатность. Но это обманчивое впечатление: вам предстоит купить необходимые учебники и пособия, без которых подготовка невозможно. Платными оказываются и некоторые ресурсы в интернете, к которым хотелось бы обратиться.
Есть и ещё одно не менее важное требование, которому необходимо соответствовать, если выбирать этот путь. Нужно быть очень дисциплинированным и организованным человеком, способным выстроить поэтапно весь процесс подготовки, не отступать, не давать себе поблажек. Сил и мотивации должно хватить на весь путь, который требует регулярности занятий.
Кроме того, действовать в этом процессе в одиночестве нерационально. Многие экзаменационные задания могут содержать подвох, какие-то особенности решения или оформления.
Говоря о самостоятельной подготовке, нужно быть уверенным в своих силах, не забывать о том, что рядом есть учитель, способный выслушать, дать консультацию, подсказать и поправить. И этим не нужно пренебрегать. Если есть сомнения в выборе этого пути, то можно предпочесть иное.
Подготовка к ЕГЭ с репетитором
Нанять репетитора — один из вариантов, к которому прибегают многие. Это имеет следующие преимущества:
- наставник опытен и способен заниматься как в очном, так и в онлайн формате,
- процесс подготовки идёт по составленной программе,
- уровень подготовки постоянно контролируется, в него при необходимости вносятся коррективы;
- занятия идут регулярно и нацелены на успех.
Однако не всегда просто найти высококлассного специалиста. Можно ошибиться, а это приведёт к немалым материальным затратам, которые в итоге не дадут желаемого результата. Причин этого несколько:
- Репетитор может не знать тонкостей ЕГЭ, если он специально не изучает этот вопрос, не участвует в семинарах Федерального института педагогических измерений, в вебинарах методистов и учителей-практиков.
- Если повторение идёт медленно, несистемно, то это, скорее всего, показатель неопытности преподавателя или его формально-равнодушного отношения к делу.
Можно сделать вывод: привлечение репетитора к подготовке — один из наиболее эффективных способов, чтобы добиться высокого результата на ЕГЭ. Главное, не ошибиться в выборе преподавателя, который должен быть энергичен, заинтересован в успехе ученика. Идеально, если репетитор входит в состав предметных комиссий города, региона, края.
Курсы подготовки к ЕГЭ
Посещение предметных курсов тоже может быть полезным. Их сегодня предоставляют школы, образовательные центры, вузы. Насколько эти курсы эффективны?
1. Курсы подготовки к ЕГЭ при школе. Предлагаемые в школах курсы хороши своей проработанной, обкатанной программой. Однако это некое подобие урока: группа учеников разбирает задания, преподаватель даёт указания, консультирует, что не может гарантировать хорошего результата, особенно если есть пробелы в знаниях и ученик не успевает за общим темпом работы.
2. Курсы подготовки к ЕГЭ при ВУЗах. Многим детям и родителям кажется, что именно этот вариант даёт гарантии отличного результата. Сама ситуация проведения занятий в стенах ВУЗа университетским преподавателем кажется очень привлекательной.
Но не нужно идеализировать общую картину. Нельзя сбрасывать со счетов то, что такие курсы дают новые интересные знания, но вузовские преподаватели обычно не знают тонкостей структуры КИМов, а это очень важно.
Большое количество учащихся с разным уровнем подготовки в одной аудитории, отсутствие представления о реальном уровне знаний ученика не могут сделать эти занятия эффективными.
3. Курсы подготовки к ЕГЭ в специальных центрах. Курсы по подготовке к ЕГЭ организуются и на базе различных учебных центров. Они востребованы потому, что нацелены именно на подготовку к экзаменам и дают гарантию высокого результата.
Конечно, такие гарантии даются небезосновательно: в подобных центрах собраны лучшие преподаватели, в том числе эксперты государственных комиссий, проверяющие экзаменационные работы. Курсы проводятся в формате «малых» групп, а это даёт возможность уделить внимание каждому, проработать материал, проанализировать ошибки и принять меры к их ликвидации.
Кроме того, эффективная программа, возможность самим выбрать преподавателя, а также способ работы (в парк, в группе, индивидуально, а также дистанционно) — всё это делает подобные курсы востребованными.
Онлайн-школа Сотка готовит своих учеников к экзаменам после 9-го и 11-го классов. Узнайте подробнее о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ в дистанционном формате на сайте школы!
Подведём итоги
Такой сложный процесс, как подготовка к единому государственному экзамену, требует очень продуманного подхода. Выбор за вами, поскольку в определении разных путей учитываются очень многие факторы: личные склонности, особенности психологии учащегося, его материальные возможности.