ICO — от идеи до реализации

Прошло более 10 лет с момента появления на свет первой криптовалюты — Bitcoin. А сегодня новые проекты на технологии блокчейн создаются практически каждую неделю. При ознакомлении с ними у новичка возникает вопрос — что такое ICO простыми словами и почему эта аббревиатура так часто попадется на сайтах новых блокчейн-проектов?

Что такое ICO

ICO криптовалюты представляет собой первоначальную распродажу токенов (денежных единиц) платформы. В ходе рекламной кампании привлекаются заинтересованные инвесторы; они вкладывают свои средства в проект, а взамен получают токены.

Инвестиции ICO

Если площадка добьется успеха, а курс ее валюты вырастет, инвестор сможет продать имеющиеся у него токены и получить прибыль.

Все взаимосвязано — инвестор хочет быть уверен, что не потеряет свои деньги, а разработчики платформы хотят, чтобы в нее инвестировали. Это стимулирует их стремиться к максимальному качеству своего продукта и активно общаться с общественностью и предоставлять как можно больше технической информации.

Отличия от IPO

Понятие IPO существует в финансовом мире уже давно. Оно подразумевает сбор инвестиций для уже готового и работающего проекта. То есть вкладчик может свободно оценить процесс и результаты функционирования продукта, а не вслепую доверять обещаниям разработчиков, как это происходит в случае АйСиО.

Ключевое различие между двумя понятиями заключается в следующем:

  • IPO — учредители продают акции организации вкладчикам, после чего выплачивают им долю от прибыли, пропорциональную количеству акций.
  • ICO — учредители продают токены, функционал которых отличается от акций и которые могут быть проданы или использованы впоследствии. При этом не существует законных способов урегулирования такого вида деятельности, а значит, велик риск столкнуться с неисполнением разработчиками своих обещаний.

Итог: на IPO люди инвестируют в существующий бизнес, на ICO — в идею, которая может «выстрелить».

Терминология

Разберем несколько терминов, тесно связанных с темой. Здесь не затрагиваются описания этапов ICO, поскольку о них будет подробно рассказано двумя разделами ниже.

ICO терминология

Баунти-кампания — процесс награждения токенами активных участников сообщества, принимающих участие в его продвижении. Вклад заключается в выполнении заданий — лайки, репосты, создание текстового, графического и видео-контента с информацией о проекте. На баунти выделяется 1-2% всех произведенных в процессе ICO токенов.

White Paper. Главный технический документ, который должен иметь любой уважающий себя проект. Содержит подробную информацию о миссии платформы, ее функционале, техническом устройстве. Хорошо составленная «белая бумага» нередко играет решающую роль в привлечении доверия пользователей.

DAO. Децентрализованная (распределенная) сеть, предназначенная поддерживать блокчейн-проекты. В своей основе содержит «умные контракты» от Ethereum. Изначально Эфир создал DAO как платформу, помогающую пользователям выбирать себе удачные проекты, в которые можно вложить средства.

Roadmap — подробный план развития проекта. Включает в себя 10-15 ключевых ступеней, распределенных на ближайшие 2-3 года. Наряду с White Paper, roadmap дает потенциальному инвестору понять, насколько разумны намерения разработчиков. Слишком насыщенная и многообещающая дорожная карта смотрится не менее подозрительно, чем скудная.

Soft Cap — минимальная сумма, которую нужно собрать за весь период ICO. Если она не набирается, проект не запускают, а вложенные средства возвращают инвесторам.

Hard Cap — максимальная сумма, необходимая для развития площадки. Когда она набрана, можно досрочно завершить продажу.

Краудсейл — процесс продажи токенов, то есть сам ICO. Слово используется для привлечения большего количества инвесторов, поскольку вызывает более надежные ассоциации и повышает уровень доверия к проекту.

Скам — ситуация, когда продукт оказывается мошенническим. Помимо изначального злого умысла (взять деньги и не выполнить обещания), причина может быть в некомпетентности разработчиков. Например, недостаточно тщательно был рассчитан бюджет, в результате чего денег на реализацию планов просто не хватило. Или возникли непредвиденные трудности технического характера.

Всегда есть риск, что новое ICO окажется скамом, поэтому инвестировать нужно с умом — ориентироваться не только на красивое описание идеи или приятный интерфейс сайта, но и на White Paper, Roadmap, информацию о разработчиках. Наибольшее доверие вызывают те площадки, в команде которых есть разработчики с именем, уже хорошо зарекомендовавшим себя в других проектах.

Правила создания ICO

Любые новые ICO начинаются с формирования оригинальной идеи. Самое важное здесь — определить, где и как будут использоваться токены — для оплаты услуг, товаров, комиссий. Зачем связывать эту идею с блокчейном, есть ли в этом фактическая необходимость.

Затем нужно собрать команду. Необходимо найти не менее 20 или 30 человек, поскольку работы будет много. Платить команде придется из своих средств. Если на эту цель берется кредит, важно учитывать сроки — минимум полгода на подготовку и само ICO.

Обязательное условие — изучение конкурентных проектов. Это поможет учесть их сильные и слабые стороны, чтобы избежать некоторых ошибок.

Следующий шаг — регистрация юридического лица. Рекомендуется оформлять его на зарубежную компанию. Список наиболее популярных юрисдикций, выбранных разработчиками российских ICO:

  • Golos (Белиз);
  • Waves (Великобритания);
  • MobileGo (США);
  • Exscudo (Эстония).

Обязательно составить внятную и технически грамотную White Paper. На подготовку этого документа уходит больше всего времени, он должен быть продуман до мелочей. Причем длинную и сложную документацию инвестор, возможно, даже не станет читать — важен сам факт ее наличия.

Теперь можно запускать сайт и делать рекламную e-mail рассылку, а также представить свой будущий продукт на тематических форумах, например, BitcoinTalk. На сайте должна быть продуманная защита от DDoS-атак, спама, фишинга. Обязательно присутствует описание проекта, примеры готовых кейсов, фотографии и краткие биографии членов команды.

На сайте уже должны быть прописаны подробные условия АйСиО — будет ли pre-sale или pre-ICO, каковы условия продажи и баунти-кампании, какие монеты принимаются в качестве оплаты.

Этапы проекта

Разберем по порядку все шаги, которые следует пройти для успешного ICO.

Этапы ICO

Анонс

Создаются каналы и страницы во всех популярных социальных сетях. Информация о продукте размещается на ресурсах, где обитает много потенциальных криптовалютных инвесторов — BitcoinTalk, Reddit, Medium, GitHub.

На этом этапе важно наладить обратную связь и понять, интересна ли людям идея, готовы ли они платить за ее реализацию. Отслеживая отзывы и комментарии, разработчики вносят правки в код, усовершенствуют его, вносят корректировки в техническую документацию, отвечают на возникающие у аудитории вопросы.

Оферта

Оферта в случае с ICO криптовалюты — это официальное предложение об инвестировании, исходящее от юридического лица. Документально заверяются сроки, суммы, общая эмиссия токенов.

Нередко для этой цели используется отдельный веб-сайт или презентация. Также иногда сначала производится предварительное ICO, чтобы собрать средства на основное.

Рекламная компания

Непосредственно перед запуском продаж маркетинговая кампания набирает максимальные обороты. Это похоже не анонс, однако на данном этапе разработчики уже раскрывают все карты — рассказывают о будущем проекте намного подробнее.

Используются разные рекламные каналы: тематические порталы, социальные сети, средства массовой информации, презентации.

Токенсейл

Непосредственно продажа токенов. Сначала она происходит исключительно на сайте проекта, в дальнейшем токены также можно приобрести на криптовалютных биржах (тех, которые сочли возможным включить валюту в свой листинг).

Если монета появилась на бирже, это автоматически дает жирный плюс в ее карму. Биржи крайне внимательно относятся к своему листингу; туда включаются только самые надежные и проверенные криптовалюты.

Популярность среди инвесторов

Вложение средств в ICO привлекательно в первую очередь будущими дивидендами. Бывали случаи, когда участие в удачном проекте приносило вкладчику прибыль в 1000%. Несмотря на то, что такие случае единичны (Bitcoin, Ethereum, IOTA), но каждый надеется, что заинтересовавшее его новое АйСиО выстрелит с такой же силой.

Финансовые СМИ подливают масла в огонь, часто публикуя информацию о том, что та или иная популярная личность занимается инвестициями в криптовалюты.

Другой важный для многих аспект — это полная анонимность. Покупая акции какой-либо физической компании, человек заранее готов к тому, что многие третьи лица об этом узнают. Что касается инвестиций в криптовалюту, то личных данных вкладчика не узнают даже сами разработчики площадки.

Коме того, позволить себе вложиться в ICO может даже человек с невысокими доходами. Стартовые суммы редко превышают $10, в то время как цены на акции крупных компаний доходят до миллионов долларов.

Примеры успешных ICO

За время существования криптовалютной индустрии многие перспективные ICO добились ошеломляющих успехов. Самые успешные продажи за всю историю показали проекты:

  • EOS. Распродажа затянулась на год, за это время было собрано более 4 миллиардов долларов в Биткоинах.
  • Telegram. Еще на этапе частных продаж перед началом общего ICO инвестиции в мессенджер превысили 1,7 миллиарда долларов.
  • Dragon. Платформа игорного бизнеса собрала с продажи токенов 320 миллионов долларов.
  • Huobi. Китайская криптовалютная биржа получила с инвесторов более 300 миллионов долларов в начале 2018 года.
Telegram ICO
ICO от Telegram

По отдаче средств безусловным лидером становится Эфириум — по сравнению с изначальной ценой токена он стал дороже в 7000 раз.

Регулирование

Летом 2017 года в США был издан первый документ, относящийся к юридическому регулированию ICO-проектов. За прошедший год примеру последовали еще несколько государств.

Так, в декабре того же года Банк России вместе с Министерством финансов выпустили законопроект, согласно которому:

  1. криптографические валюты и токены относятся к категории имущества;
  2. на первых этапах продаж нельзя привлекать более 1 миллиарда рублей;
  3. майнинг криптовалюты относится к предпринимательской деятельности и должен быть соответствующим образом зарегистрирован.

Меньше повезло Китаю — там власти относятся к цифровым деньгам крайне отрицательно. Несколько раз принимались строгие меры по их урегулированию и даже запрету. Правда, меры оказались временными, и некоторые издания уверяют, что китайское правительство даже хочет выпустить официальную государственную криптовалюту.

Сингапур, напротив, славится своим лояльным отношениям к этой сфере. Поэтому множество новых ICO юридически зарегистрированы там.